Нет преград для святости

В православном календаре множество имён святых, а значит, и примеров для подражания. Однако среди современников бытует мнение: «Куда нам до подвижников? Мы люди простые» — и дальше идут оправдания лености к духовному труду заботами, семьёй, работой. Конечно, если ориентироваться на преподобного Антония Великого, который удалился в пустыню для молитвы и в течение 44 лет пребывал в пещере в уединении, то это и правда — слишком высокая планка. Но буквально этим летом в день Святого Духа, 21 июня 2021 года, в Александрийской епархии состоялось прославление недавно канонизированной подвижницы — нашей современницы, обычной замужней женщины, многодетной матери, которая своей жизнью доказала, что для угождения Богу необязательно уходить в пустыню, но просто делать своё дело там, где определил пребывать тебе Господь.

Сегодня наш рассказ — о блаженной исповеднице Иулитте Петровской, пронёсшей огонь своей веры сквозь бурю сокрушительных ветров первой половины ХХ века.

Пророчество старца Ионы

Иулитта Петровна Педан, в девичестве Вервес, родилась 15/28 июля 1885 года в селе Петрово Александрийского уезда Херсонской губернии (ныне — центр Петровского благочиния Александрийской епархии). Она была самым младшим ребёнком у своих родителей, простых крестьян. Те дочь не баловали: так же, как и старшие дети, она с раннего возраста сопровождала родителей на полевых работах или ходила с матерью к реке Ингулец на стирку белья, а став постарше, вместе с подругами пасла домашний скот.

Как‑то раз отец с матерью в составе группы односельчан решили поехать в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Семилетняя Иулитта упросила взять её с собой. Детская душа глубоко впечатлилась красотой храмов и богослужений. Совершенно неожиданно как для себя, так и для старших она попала в Свято-Троицкий Ионинский монастырь на приём к старцу Ионе. Батюшка, принимая народ, каждому что‑то говорил и давал кому крестик, кому икону, кому просфору. Иулитте же он вручил бумажный свиток, сказав прочитать его дома. Девочка на такой подарок даже немного обиделась и про себя подумала: «Зачем мне эта бумажка?»

На пути домой на палубе парохода один старичок из группы взял свиток и хотел прочесть вслух, но успел произнести только название: «Чудесное живое видение женщины Иулитты». Налетевший ветер вырвал свиток из рук и унёс по реке, а его содержание осталось тайной без малого на 40 лет. Забегая наперёд, скажем, что в нём было предопределение всей последующей жизни маленькой паломницы.

Родители так и не отправили Иулитту учиться в школу. Трудно сказать, по какой причине: возможно, по бедности, а возможно, потому, что считали — ни к чему грамота девочке, которой предназначена полная забот и трудов замужняя жизнь. Так или иначе, она осталась неграмотной. Тем не менее в Покровском храме села Петрово, куда она ходила на богослужения, ей очень нравились песнопения как вечерни, так и литургии, и она запомнила многие из них, стараясь иногда подпевать хору. Услышав, какой красивый голос у 16‑летней прихожанки, священник благословил её петь на клиросе. Через некоторое время за участие в церковном хоре Иулитта была награждена иконой святителя Николая. Любовь и почитание к этому святому она пронесла через всю жизнь, с ним были связаны некоторые чудесные, даже знаковые события, а акафист святому Николаю она выучила наизусть на слух и старалась как можно чаще дома его читать.

В 20 лет Иулитта вышла замуж за юношу Кирилла Педана, и молодые стали жить в доме родителей мужа, где кроме них было ещё 10 человек. Обязанностью новой невестки стало готовить еду на всех членов семьи и стирать бельё. Но несмотря на такую загруженность и вследствие этого постоянную усталость, она не начинала и не завершала свой день без молитвы. Чем бы ни была занята, постоянно то читала про себя известные ей молитвословия, то напевала церковные песнопения и просила Бога о помощи в выполнении возложенных на неё трудов.

У Иулитты и Кирилла родилось пятеро детей, один умер в младенчестве. Своих чад они воспитывали прежде всего собственным примером любви к Богу, и впоследствии три дочери до конца жизни оставались глубоко верующими церковными людьми. Сын же погиб молодым, сражаясь в Великой Отечественной войне.

Три таинственных ключа

В 1930 году внезапно открылась тайна свитка, вручённого Иулитте преподобным Ионой Киевским. На Сырной седмице перед Великим постом, в среду, женщина уснула необычным сном, который длился три дня. С виду казалось, будто она умерла, только едва заметное дыхание свидетельствовало о том, что в ней ещё теплится жизнь. В пятницу Иулитта внезапно пробудилась, но в отрешённом состоянии, хотя говорить и двигаться могла.

В видении во время сна ей было показано грядущее разрушение Свято-Николаевского храма и последующее за это наказание. Кстати, все в семье Иулитты были ревностными прихожанами, в своё время участвовали в постройке церкви, поэтому душа её скорбела от неотвратимости события. Дочь под диктовку записала в тетрадь слова, сказанные Иулитте Божественным Гласом: это были призывы к покаянию за отступление от веры и предупреждение, что если народ не покается, то его настигнет кара в виде голода. Когда через два года грянул Голодомор, стало понятно, о чём говорила Иулитта.

После необычного сна у женщины проявились дары прозорливости и предвидения, которые она обращала для помощи людям, делая это не демонстративно, а смиренно и с глубоким пониманием ответственности, возложенной на неё Господом. Видя поток людей, устремившихся в дом Иулитты за духовной помощью, власти решили упрятать её в психиатрическую больницу, надеясь, что за это время о ней все забудут. Но весть о необычной пациентке разнеслась по всему медучреждению и даже за его пределы.

В день Пасхи Христовой к Иулитте вернулось обычное состояние, и врачи отпустили её домой, решив, что это их лечение оказалось настолько успешным. Дар прозорливости остался при ней, но она его тщательно скрывала. Просто старалась как бы невзначай появляться там, где особенно требовалось её присутствие и духовный совет. У людей это вызывало удивление и одновременно радость. Иногда, появившись на пороге какого‑либо дома и не зная его внутреннего убранства и расположения предметов, Иулитта безошибочно указывала, где у хозяев лежит и пылится Священное Писание, и говорила, чтобы они непременно его читали. Советовала чаще молиться и ходить в церковь, особенно в воскресные и праздничные дни.

В селе Петрово было место, называемое «овечий брод», где овцы паслись и пили воду. О нём Иулитта говорила, что здесь находится клад для государства. Тогда никто не понимал её слов, а спустя много лет, когда на этом месте открылся рудник и стали добывать руду, смысл их стал ясен.

Однажды Иулитте явился святитель Николай Чудотворец и протянул ей три ключа. На вопрос, зачем они ей, он ответил, что один из них от храмов, второй от тюрем, третий от жилищ. Этими ключами святой обозначил смысл и значение её подвига, который она несла затем всю свою жизнь.

Фото из уголовного дела

Ключ от храмов символизировал, что Иулитта стала их ревностной защитницей. Когда власти собирались закрывать какую‑либо церковь, она тут же выступала против, а о закрытых храмах ходатайствовала, чтобы их возвращали религиозным общинам. Для этого знающие грамоту прихожане писали свои заявления на бумаге и отдавали Иулитте, а она относила их по назначению.

Ключ от тюрем предзнаменовал, что во время неоднократных тюремных заключений (а деятельность Иулитты вызывала раздражение у властей, и её часто сажали в тюрьму) перед Иулиттой будут открываться любые замки и двери, так что она сможет беспрепятственно выходить незамеченной на свободу. А делала она это, чтобы собрать лекарственные травы для помощи больным заключённым. Когда с букетиком растений она появлялась перед дверями тюрьмы, прося впустить её обратно, удивлённые охранники гнали её прочь, думая, что это какая‑то сумасшедшая. Иулитта же уговаривала их позвонить начальству, называя свою фамилию. И тогда на другом конце провода отвечали: «Да, есть такая, впустите. Она действительно как‑то выходит».

Ну а ключ от жилищ означал, что Иулитте бывали открыты Господом проблемы конкретных людей, их скорби и нужда в её молитвенной помощи. Поэтому она спешила к ним, причём часто у тех даже не было возможности позвать её лично.

Однажды во время очередного тюремного заключения её приговорили к расстрелу и ночью вывели из камеры на место исполнения приговора. Стрелявших было несколько, едва сделав залп, они вдруг попадали на землю и в ужасе закрыли глаза. Каждому показалось, что он стреляет в свою родную мать. А у Иулитты на всю жизнь в ногах остались осколки металла в напоминание о несостоявшейся казни.

Последняя ссылка

В 1939 году её арестовали в последний раз. Был долгий судебный процесс, во время которого ей «припомнили» и заявления об открытии церквей, и события десятилетней давности, когда она активно участвовала в акциях против снятия колоколов с храма святителя Николая в родном селе (к слову сказать, за это её тогда тоже арестовывали), и многое другое. Различные «свидетели» подливали масла в огонь своей клеветой. В конце концов за «участие в антисоветской организации» Иулитту приговорили к ссылке сроком на восемь лет.

Заключение она отбывала в Казахстане. Это был карательный лагерь с нечеловеческими условиями пребывания. Истощённая, ослепшая, измученная болезнями женщина жила, по её собственному признанию, только молитвой и надеждой на Бога и Его милосердие. Она рассказывала заключённым и охранникам о Боге, призывала каяться и не грешить, пока однажды в сильный мороз её не отвезли на заброшенную станцию и не оставили запертой в железнодорожной будке в надежде, что там она умрёт от холода. Когда через пару недель за ней приехали, то увидели, что Иулитта стоит на коленях и молится. Изумлению охраны не было предела.

То был конец 1942 года, время ожесточённых боёв под Сталинградом. И Господь дал Своей избраннице узреть, что немцы дойдут только до «великой реки» (то есть до Волги) и дальше не пройдут, победа будет за нашими войсками. Члены специальной комиссии, на которую вызвали Иулитту после случая с железнодорожной будкой, в немом изумлении слушали эти слова. А когда в феврале 1943 года пришла весть о победоносном исходе Сталинградской битвы, было принято решение досрочно освободить Иулитту с последующей реабилитацией. Однако домой она смогла вернуться лишь через год с небольшим, когда Украину освободили от оккупации. К тому времени к ней вернулось потерянное в лагере зрение.

Последние годы жизни Иулитта провела в родном селе Петрово вместе с супругом. Она продолжала служить людям: некоторых спасала от греха самоубийства, вселяя веру в Промысл Божий, другим разрешала недоуменные ситуации. Даже домашние животные получали помощь по её молитвам. Но самым главным для неё оставалась благодарность Богу, усердная молитва на богослужении в храме и дома, поминание усопших. К тем, кто не почитал воскресных и праздничных дней, она была очень строга и всегда обличала духовную леность.

Скончалась Иулитта 8 апреля 1955 года в Кривом Роге в доме своей дочери. Похоронена, по её завещанию, на кладбище в Петрово рядом с могилой мужа, умершего за год до этого.

Как идут жаждущие к колодцу с чистой водой, так не зарастает тропа к праведнице, почивающей ныне в храме своими мощами, обретёнными в мае 2019 года. И как спешила она на помощь людям при жизни, так и сейчас не оставляет своего ходатайства — сто́ит только позвать.    

На заглавном фото: Иулитта с внуками             

 

Друзі! Ми вирішили не здаватися)

Внаслідок війни в Україні «ОТРОК.ua» у друкованому вигляді поки що призупиняє свій вихід, однак ми започаткували новий незалежний журналістський проєкт #ДавайтеОбсуждать.
Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти: ви вже можете читати ці матеріали у спеціальному розділі на нашому сайті.
І ми виходитимемо й надалі — якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Також ви можете купити журнал або допомогти донатами.

Разом переможемо!

Другие публикации рубрики

Умеешь ли ты любить?

Во всём мире сейчас отмечается рост количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Учёные говорят даже о пандемии (всемирной эпидемии) аутизма и называют страшные цифры

Читать полностью »

Другие публикации автора

Скорбный список

Матушка Анна Гуменюк — о том, какими путями Господь вызывает из забвения имена новомучеников и о том, какие дивные люди страдали за веру сто лет назад.

Читать полностью »

Другие публикации номера