Соборование: примирение с Богом или средство от простуды?

На Соборование записывались?

«Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый…» — разносится по храму грустное пение.
Люди стоят, выстроившись цепочкой, держат в руках свечи и салфетки, к каждому по очереди подходит священник и помазывает каким-то составом лоб, ноздри, щёки, уста, верхнюю часть груди и руки с обеих сторон. На время помазания молящийся отдаёт свою свечу соседу, чтобы не мешала, а если масла слишком много и оно стекает по коже, аккуратно обмакивает салфеткой. В другой части храма другой священник тоже помазывает людей. А вон ещё один…

— На Соборование записывались, молодые люди? —
подходит к только что пришедшим бабушка очень церковного вида.
— Ещё нет. А надо было? А что это за служба такая?

Бабушка ловко вытаскивает из-под Требника, лежащего на аналое, исписанные именами листы А4, вписывает туда новичков чётким, разборчивым почерком, списки возвращает на своё место под книжку, выдаёт свечи и строго напутствует:

— В следующий раз не опаздывайте и записывайтесь вовремя.
— А это для всех или только некоторым нужно?
— Конечно, для всех! Щас все больные. Зимой простужаться не будете, вот увидите!..

Спустя два часа вы возвращаетесь домой помазанные, с ощущением какой-то духовной лёгкости и начинаете гуглить то единственное слово, которое запомнилось.

Итак, давайте узнаем больше, что же такое Соборование и кому оно нужно.

Всё ради жизни

«Последование святого елея», или Елеосвящение (не путать с елеопомазанием!), или Соборование — одно из семи церковных таинств, предназначенное для христиан, находящихся в болезни.

«Елеосвящение» буквально значит «освящение елея» или, скорее, «освящение [человека] елеем». А может быть, это просто такой перевод греческого названия: εὐχελαίον, что точнее переводится как «молитвомаслие». Из названия можно догадаться, каким образом совершается таинство: больного помазывают освящённым растительным маслом, смешанным с небольшим количеством красного вина. И это очень символично.

Растительное масло, а конкретно оливковое, — одно из самых древних лекарственных средств. Им лечили и раны, и ожоги, и другие повреждения кожи, и в пищу употребляли, и в качестве косметики использовали. Возливание масла издревле было знаком действия благодати Божией.

Вино — общеукрепляющее и дезинфицирующее средство. А использование масла и вина в качестве лекарства находим в евангельской притче о милосердном самарянине. Поэтому неудивительно, что в церковном таинстве для болящих используется именно этот состав.

Случаи исцелений через помазание маслом находим уже в Евангелии от Марка: [Апостолы Христовы] пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 12). Впрочем, это было до страданий и воскресения Спасителя, до сошествия Святого Духа, поТаинства Церкви этому считать эти помазания церковным таинством ещё нельзя, но отсюда видно, что помазание для исцеления от болезни было хорошо известно в то время. Также прослеживается связь между исцелением и покаянием.

Традиционное основание Соборования как таинства находим в Соборном послании апостола Иакова. Вот эти знаменитые слова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).

Здесь стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. Тот, кто болен, «призовёт» пресвитеров. По всей видимости, участие в жизни Церкви, а особенно в Евхаристии, считалось у христиан достаточным лекарством от всех болезней. Но когда человек сделался болен настолько, что сам не может прийти в церковь (или — прибегнуть к Церкви), тогда Церковь в лице пресвитеров приходит к нему. Таким образом, главный адресат таинства — христианин, который очень болен.

Однако вот уже в течение столетий церковная практика знает две формы совершения этого таинства: частное Соборование над одним больным (обычно у него дома) несколькими или даже одним священником, и общее Соборование, которое регулярно совершается в храме, чаще всего Великим постом, и прибегает к нему множество не очень больных или даже практически здоровых людей.

Вокруг того и другого типа Соборований накопилось множество мифов. Например, люди иногда считают, что соборовать на дому надо только умирающего, и в то же время опасаются, что после Соборования больной очень скоро умрёт. Конечно, это не так, и в Писании плоды этого таинства видятся иначе: молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь. Всё свидетельствует о том, что это таинство
не для смерти, а для жизни.

Причина всех болезней

Но как быть с тем, что после Соборования человек иногда не сразу выздоравливает, а иногда действительно умирает?

Здесь нужно посмотреть глубже и понять, что смысл таинства вовсе не в том, чтобы вернуть здоровье, а в том, чтобы преодолеть состояние греха, Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен который является причиной всех недомоганий и в конечном итоге смерти, и таким образом воссоединить человека с Церковью.

Болезнь является следствием общего греха — повреждения человеческой природы. Грех (в том числе личные грехи каждого) и болезнь действительно связаны, но Бог делает эту связь нелинейной: тот, кто грешит, не всегда болеет; и тот, кто безупречно здоров, не всегда свят. Болезнь является следствием греха, но Бог делает её инструментом спасения, и человек в горниле страданий и терпеливого их перенесения порой становится святым, а его недуг — путём на небеса. Стоит ли говорить, что такая болезнь — благо человеку, и её не исцелить Соборованием?

Смысл Соборования в таком случае будет состоять в том, чтобы примириться с Богом, воссоединиться с Церковью и из позиции жертвы перейти в активную позицию: «Если есть на то воля Божия, Он сейчас исцелит меня; если же мой путь в том, чтобы переносить болезнь, я благодарю Его за этот путь и следую этим путём, потому что Он — Пастырь мой, Он теперь рядом со мной, и с Ним мне не страшно идти даже долиной смертной тени».

Примирение с Церковью, вхождение Бога в твою болезнь — вот в чём смысл Елеосвящения! Лучше всего, на мой взгляд, это выразил протопресвитер Александр Шмеман: «Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали “помощи” в нашей земной жизни, а Он преображал её. <…> Да, Он исцелял болезни и воскрешал мёртвых, но исцелённые и воскрешённые Им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий <…> в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» («За жизнь мира»).

Кто такие «пресвитеры Церкви»? Для нас, уже читавших «Закон Божий», естественно отождествлять пресвитеров со священниками, и само собой разумеется, что они относятся к Церкви. Но для апостола Иакова это было вовсе неочевидно, так как в его время церковная иерархия только начинала зарождаться, и словом «пресвитер» могли называть и епископа, и его помощников — священников. А также могли использовать это слово в буквальном смысле: старейшина, старец. Уточнение «пресвитеры Церкви» как раз и означает, что помазание должны совершать именно представители церковной иерархии, а не просто уважаемые в общине люди или почитаемые старцы. И это уточнение придаёт целительному помазанию характер церковного таинства.

Слово «пресвитеры» употреблено во множественном числе. То есть не один представитель Церкви, а несколько их собираются вместе, составляют собрание или собор и приходят, образуя церковную общину в доме у больного. Именно поэтому таинство и называют чаще всего «Соборованием» (а не потому, что о нём написано в Соборном послании апостола Иакова).

Зачем нужны семь священников

Какова же численность этого собрания? «Последование святого елея» в Требнике предусматривает участие в Елеосвящении целых семи священников.

Почему именно семь? В восьми случаях из девяти вам ответят: потому что семь — это число полноты и совершенства. Смеем предположить, что в данном случае не совсем так, и в завершение рассмотрим несколько исторических деталей.

Прежде всего, Церковь апостольского и послеапостольского времени знала исцеление болящих и прощение их грехов не только через помазание елеем, но и через освящённую воду, заклинание именем Христовым, а особенно — через возложение рук (см. Деян. 28, 8).
Причём смысл помазания елеем больше видела в прощении грехов, чем в исцелении от болезни, но это прощение грехов никак не заменяло Исповеди.

Иакова имеют следующее продолжение: Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16). Отсюда можем сделать несколько выводов.

Вывод духовно-практический: Исповедь и Соборование — связанные таинства, но не взаимозаменяющие. Не стоит «забывать» свои самые неприятные грехи, чтобы потом они «автоматически» отпускались во время Соборования. Это не сработает.

Вывод историко-литургический: как дар Святого Духа в древности передавался через возложение рук, а затем заменился помазанием освящённым миром*, так и дар исцеления и примирения передавался не только помазанием, но и возложением рук. В чинопоследовании таинства остался рудимент этого возложения рук — возложение раскрытого Евангелия на главу болящего. Тогда как в конце таинства Исповеди дар примирения с Церковью и отпущения грехов даруется точно так же, как в древности — через возложение рук. И это всё связанные вещи.

Вывод историко-практический: Соборование умирающего, как «последнее помазание» (такое представление было очень распространено в католицизме), также не лишено исторической почвы — через Елеосвящение в древности «восстанавливали в церковных правах» тех, кто нёс пожизненную епитимию.

Далее оказывается, что таинство Елеосвящения прямо связано не только с Исповедью, но и с Евхаристией, и, как ни странно, с освящением дома!

Когда идут «пресвитеры церковные» в дом к болящему, и составляется у него дома церковная община, и он восстанавливает своё единство с Церковью, то так естественно сделать эту общину евхаристической и отслужить там литургию, не так ли? Именно так, и в этом вся разгадка.

Во многих средневековых рукописях молитвы на освящение елея для болящих и молитвы при помазании входили в состав самой литургии. А Евхологий Стратигия (константинопольский служебник XI века) приводит практику, согласно которой в домовом храме у болящего (видимо, достаточно обеспеченного) целую неделю, семь дней подряд, совершается литургия, во время которой освящается елей, звучат особые чтения из Апостола и Евангелия, особые молитвы об исцелении и прощении грехов болящего, а затем елеем помазывается сам болящий, члены его семьи (включая здоровых) и даже здание его дома! Причём, молитвословия этого последования практически те же, что в современном Требнике, включая такие неочевидные вещи, как тропарь в честь бессребреников и чудотворцев. Существовали и ещё более сложные и развёрнутые чины литургии с помазанием болящего.

Отсюда видим, что семь священников, семь чтений, семь особых молитв — это не столько о полноте и совершенстве, сколько о числе дней в седмице. И в той византийской практике литургию о болящем мог совершать даже один священник, но неделю подряд. То, что в таинстве принимали участие и члены семьи, создало прецедент для участия в Соборовании здоровых людей. Однако это, конечно, не является поводом к тому, чтобы нам всем ежегодно собороваться «для очистки», «на всякий случай», «для прощения забытых грехов» и прочих поводов, лишь профанирующих таинство.

Можно было бы посвятить Соборованию ещё много страниц, но будет лучше, если заинтересованный читатель сам откроет последование, вчитается в него, сам увидит в богослужебных текстах идеи и смыслы, о которых шла речь, сделает их своими, сам себе ответит на вопрос, где он сейчас — в Церкви или отделён от неё, — и сам примет ответственное решение, нуждается он лично в этом таинстве или пока нет.
И, может быть, подумает о ближних и кому-то объяснит, что Соборование — не средство от простуды, а предложить бабушке пособороваться вовсе не значит претендовать на её квартиру.

* Ми ро (в дореволюционной орфографии через «ижицу» — мvро) — существительное среднего рода, обозначающее особым образом освящённое ароматное масло очень сложного состава, которым помазывают один раз в жизни — в таинстве миропомазания. В церковном обиходе его следует отличать от существительных мужского рода: мир — мирное состояние, мір — тоже мир, но в географическом смысле, а также от существительного женского рода мирра — это ароматическое вещество, но не масло, а смола, как правило, твёрдая.

Друзі! Ми вирішили не здаватися)

Внаслідок війни в Україні «ОТРОК.ua» у друкованому вигляді поки що призупиняє свій вихід, однак ми започаткували новий незалежний журналістський проєкт #ДавайтеОбсуждать.
Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти: ви вже можете читати ці матеріали у спеціальному розділі на нашому сайті.
І ми виходитимемо й надалі — якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Також ви можете купити журнал або допомогти донатами.

Разом переможемо!

Другие публикации рубрики

Пой Богу вся земля

Когда начинается Рождество? Православное богослужение начинает радовать нас намёками на скорый приход Рождества Христова вовсе не с Нового года, а гораздо раньше.

Читать полностью »

Другие публикации автора

Со святыми упокой

«Отрок» продолжает цикл бесед о таинствах Православной Церкви, и сегодня разговор будет особым. Богослужебное осмысление смерти — тема невесёлая, тем более что погребение (или попросту

Читать полностью »

Другие публикации номера

Квадрат Декарта

Человек — существо социальное. Даже людям интровертного, закрытого склада иногда нужно общество. Возникает закономерный вопрос: откуда тогда берётся страх общения с новыми людьми, а особенно

Читать полностью »