Зверинецкое дело

У входа в пещеру в неестественных позах навеки застыли люди. Их много. Кто-то упал в узком коридоре вдоль стен, кто-то склонил голову на грудь товарища, а вот трое, обнявшись, лежат прямо на лестнице. Больше всего человеческих скелетов там, где несчастные просто валились друг на друга. Их головы запрокинуты назад в ожидании глотка воздуха…
Такая ужасная картина мученической смерти предстала перед первооткрывателями уникальных Зверинецких пещер в конце XIX века. Позже историки напишут, что завоеватели (то ли половцы, то ли ордынцы) намеренно засы́пали входы в пещеру, в которой искали спасения киевляне. Среди мучеников были как монахи, так и простые горожане. Конечно, по останкам это трудно определить, однако кое-что именно кости нам и рассказали.
Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. Современный вид.

В октябре 1888 года в газетах «Киевлянин» и «Киевское слово» появилась информация об открытии на Зверинце́ загадочного подземелья. Жители этой части Киева брали на склоне глину. Однажды лопата провалилась в пустоту. Расчистив местность, рабочие увидели вход, ведущий в длинный с ответвлениями коридор с нишами, а рядом небольшое помещение со множеством человеческих костей.

Неподалёку жила Феодосия Матвиенко, которой приснились монахи, стоявшие на зверинецких холмах и просившие есть. Позже сон повторился. Теперь неизвестная женщина обращалась к Феодосии со словами: «Что же ты? Обещала нас накормить и до сих пор так и кормишь?» Мещанка поспешила в Троицкий Ионинский монастырь, где заказала заупокойное богослужение. Особенно заинтересовался этой историей игумен Валентин.

Так состоялось первое открытие пещер Зверинецкого монастыря. Кроме случайных посетителей в подземном лабиринте побывали профессор Адриан Викторович Прахов, живописец Павел Александрович Сведомский, директор Херсонского музея древностей Виктор Иванович Гошкевич, а также Владимир Бонифатиевич Антонович, профессор Киевского университета святого Владимира. Следует сказать, что последний, как известный археолог, к тому времени уже собрал немало сведений о пещерах Киева и окрестностей. Естественным было его желание изучить и это место. Однако земля принадлежала Киевскому фортификационному инженерному управлению, которое входило в состав военного ведомства и не позволило проводить исследования. И пещеры были засыпаны.

Второе их открытие произошло в 1911 году, и снова совершенно случайно. Во время оползней на Зверинецкой горе открылись два входа в подземелье. На этот раз находкой заинтересовался старший советник Киевского губернского правления князь Владимир Давыдович Жевахов (в будущем — священномученик Иоасаф, епископ Могилёвский). Он заключил с инженерным управлением арендный договор сроком на шесть лет. Археологические раскопки начались в августе 1912 года под руководством члена Киевского общества охраны памятников старины и искусства Александра Дмитриевича Эртеля. Открытое письмо с изложением результатов исследования было предоставлено Императорской Археологической комиссией на имя князя Жевахова.

Епископ Иоасаф (Жевахов)

Игумен Валентин из Троицкого монастыря переселился в хижину возле пещер, вокруг него собрались другие монахи, и опять затеплилась зверинецкая лампада, потянулись паломники, зазвучали молитвы. Возник Зверинецкий скит.

Во время раскопок были расчищены три подземные галереи, определены размеры всех помещений (церковь, кельи, погребальные ниши), зафиксированы на фото настенные надписи-граффити, изготовлены план и чертежи всего подземного комплекса. В частности, удалось выяснить, что пещеры общей длиной 150 м на глубине до 15 м — это подземное кладбище домонгольского периода.

Известный историк, архивист, палеограф Иван Михайлович Каманин на основе собранного и полученного в ходе исследований материала составил и в 1914 году опубликовал эти сведения. По мнению учёного, в пещерах похоронен игумен Киево-Кловского монастыря Климент, который сменил на этом посту Стефана, когда тот стал игуменом Киево-Печерского монастыря в конце XI века.

Как пишет Каманин, в келье Климента в 1912 году нашли древнюю кипарисовую панагию, на обратной стороне которой была надпись: «Михаил-сирянин, митрополит Акры Сирийской». По мнению Каманина, панагия когда-то принадлежала митрополиту Михаилу — тому самому, который крестил Русь. Как известно, первый киевский митрополит по происхождению был сирийцем, более того, Каманин предположил, что в пещерах может быть похоронен и сам митрополит.

Если учесть мнение некоторых исследователей, считающих, что митрополит Михаил прибыл на Русь не во времена святого князя Владимира, а несколько раньше, при князе Аскольде, то основание Зверинецкого монастыря может быть отнесено к Х веку. Относительно мощей святителя Михаила, хранившихся в Лавре, Каманин утверждал: это другой владыка Михаил, живший в XII веке.

Над кельей Климента есть надпись с его именем, а сама келья расположена напротив подземного храма. В храме тоже есть граффити с именами зверинецких игуменов, но отдельного захоронения с написанием имени Михаил в пещерах не найдено. Поэтому мнение Каманина до сих пор остаётся гипотезой. Хотя дальнейшие археологические исследования в пещерах могут пролить свет и на эту загадку.

Начертание имен Зверинецких игуменов в нише над жертвеником в пещерной церкви

В 1913 году над пещерами построили церковь в честь Рождества Богородицы и основали монастырь, а в 1915 году состоялось прославление всех преподобных Зверинецких как местночтимых святых. Святыней монастыря стала найденная в пещерах старинная металлическая, домонгольских времён икона Божией Матери, получившая именование «Зверинецкая». Параллельно там вели работы исследователи киевской старины. Впоследствии один из них, упомянутый выше Каманин, был похоронен в склепе Зверинецких пещер рядом с первым игуменом ХХ века Валентином (по данным Л. А. Проценко).

В Центральном государственном архиве Украины сохранилась книга «Записи впечатлений экскурсантов, посетивших Зверинецкие пещеры в Киеве». Изложенные в ней сведения собирались с 1912 по 1926 год и являются бесценным источником информации о состоянии памятника, о проведённых работах и ​​так далее. А в Государственном архиве г. Киева есть постановление о закрытии Зверинецких пещер, датированное 1934 годом. Впоследствии большевики разрушили и монастырскую церковь.

Шли годы… Пещеры на Зверинце и их история казались почти забытыми. На склонах горы селились люди, в частности, участки под огороды и застройки здесь получали фронтовики. Только узкий круг специалистов и те, кто помнил довоенные времена, знали о существовании уникального памятника нашей истории.

После войны водитель маршала Рокоссовского получил тут участок, построил дом, насадил сад, вырастил детей. На вопрос, слышал ли он о существовании пещер, ответил: «Нет! Видел только нору, куда собака лазает. Вот и всё…»

В конце ХХ века произошло третье открытие пещерного комплекса на Зверинце. С 1990 года Музей истории Киева, при котором был специально сформирован отдел «Киев подземный», под руководством Елены Воронцовой начал комплексные работы по расчистке, восстановлению и исследованию старинного пещерного лабиринта.

ІІ

В 1990 году для всестороннего изучения захоронений, по заказу Музея истории Киева, была сформирована исследовательская группа, в состав которой вошли студенты Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца Сергей Дудник, Вячеслав Столяров и автор этих строк. Курировать работу они пригласили профессора кафедры рентгенорадиологии НМУ Татьяну Топчий. К тому времени студенты уже имели определённый опыт подобной работы в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. А в начале ХХ века студент Вельмин участвовал в раскопках не только Зверинецких пещер, но и Золотых ворот, Ирининского монастыря, Княжеского дворца и других памятников древности. В связи с этим нынешнее исследование решено было посвятить «светлой памяти студента С. П. Вельмина, исследователя киевских древностей».

Во время работы в пещерах мы изучили все открытые к тому времени костные останки. Для исследования костей использовали остеологический, рентгенологический, гистологический и другие методы. Главной целью ставили определить количество похороненных лиц, их пол, возраст, средний рост, патологические изменения костного аппарата и, исходя из этого, болезни людей тех времён.

Были исследованы кости из 78 ниш (ещё 10 ниш, на тот момент нераскопанные, остались неизученными). Антропологический материал представлен 1721 целой костью и около 5000 плохо сохранившимися фрагментами костей. Согласно подсчётам, в пещерах погребены около 200 человек. Из них 145 взрослых и 53 ребёнка в возрасте до 15 лет.

Интересно, что среди общего количества погребённых мы насчитали по крайней мере пять женщин. Кто они? Киевлянки, погибшие при нашествии кочевников? Монахини, спасавшие свои души под мужским именем? — Ведь такие случаи известны. А возможно, это просто захоронения более поздних времён.

В пещерном монастыре. Современный вид Зверинецких захоронений

Из 53 похороненных детей трое — новорождённые, двое — младенцы до года, семеро — дети 1–2 лет. Детские кости сохранились очень хорошо, имеют своеобразный цвет, чёткий и выразительный рельеф поверхности. По нашему мнению, это указывает на то, что детские захоронения относятся к ХХ веку. В двух нишах найдены также кости домашних животных.

Установить расовую принадлежность погребённых оказалось практически невозможно в связи с отсутствием целых черепов.

Средний возраст умерших определялся по степени стёртости зубов, что оказалось возможным только для 11 взрослых. Исходя из этой выборки, средний возраст похороненных составлял 45–55 лет. Однако это не значит, что именно столько жили люди в те далёкие времена. Исследуя другие кости, мы пришли к выводу, что они принадлежат умершим в возрасте 80 и более лет.

Средний рост рассчитывался по специальным формулам в соответствии со 130 замерами длинных трубчатых костей конечностей и грудины. Оказалось, что у мужчин он составлял 166,3 см при погрешности 7,3 см. Для сравнения: средний рост современных мужчин-европейцев — 172–173 см при погрешности 7,0 см. Следует отметить, что в те времена жили и настоящие гиганты. Так, некоторые из найденных костей принадлежат мужчинам ростом 198 и даже 200 см!

Что можно сказать о времени захоронений? Большинство костей имеют соответствующую домонгольскому периоду сохранность и цвет. Такой же цвет имеют кости из ходов Нестора и Меркурия в Ближних пещерах Лавры, где мы работали раньше. Однако заметная разница в состоянии сохранности многих костей говорит о различном времени захоронений. То есть не все найденные в пещере кости относятся к домонгольской эпохе. Скорее всего, на протяжении веков люди, знавшие о существовании подземелья на Зверинце, хоронили там своих умерших.

Проведённые рентгенологические исследования помогли установить наличие прижизненных патологий и болезней. Чаще всего встречались случаи дегенеративно-дистрофических заболеваний позвонков и связочно-хрящевого аппарата суставов. На рентгенограммах видно типичный остеопороз, остеофитоз, остеохондроз. Найдены целые блоки, состоящие из 2–3 позвонков — признак анкилозирующего спондилоартроза, или болезни Бехтерева. У такого человека наблюдаются резко болезненные и ограниченные движения туловища. Некоторые позвонки имеют уменьшенную высоту, некоторые — клиновидную деформацию, характерную при выраженном спондилоартрозе, а также компрессионных переломах. Такие болезни могли возникнуть у пожилых людей или тех, кто занимался тяжёлым физическим трудом, связанным с переутомлением и травматизмом, а ещё у воинов. Также болезни свидетельствуют о нарушении обмена веществ, которое может возникать из-за отсутствия рационального питания или расстройств эндокринной системы.

Некоторые из трубчатых костей имеют признаки деформирующего артроза с терминальным остеофитозом и остеопорозом, что говорит о возможной микро- и макротравматизации суставов (аскетический образ жизни, тяжёлый труд, рытьё пещер, долгое стояние на коленях). На некоторых из костей видны поверхностные наросты гипертрофической природы, которые свидетельствуют о локальной сверхнагрузке (ношение вериг на ногах и так далее). Есть кости с признаками остеомиелита, а это уже заболевание инфекционной природы.

Найдена очень интересная кость: дугообразно деформированная грудина, что указывает на наличие у её владельца порока сердца (стеноз устья аорты) с раннего детства. Так называемый сердечный горб. Распространёнными и тогда заболеваниями оказался кариес и пародонтоз. Многие кости имеют признаки переломов (конечности, рёбра, ключицы), которые затем срослись неправильно.

Материалы антропологических исследований были оформлены в виде отчёта и в 1993 году переданы в Музей истории Киева и Академию наук Украины.

ІІІ

Учёные, изучающие некрополи (с греческого — «города умерших»), знают, кто где похоронен, даже если и могилу уже трудно найти. Что говорить о кладбищах, стёртых с лица земли. Если бы не эти энтузиасты, мы не знали бы многих страниц нашей истории, а на братских могилах до сих пор не стояли бы кресты.

Известный киевский историк-архивист Людмила Андреевна Проценко (1927–2000) не раз поднимала вопрос о сбережении и охране не на словах, а на деле киевского некрополя, в частности Зверинецкого. Сейчас её дело продолжают другие подвижники. Наместник Введенского монастыря в Киеве архиепископ Дамиан посодействовал изданию книги Людмилы Проценко «И до небес рукой подать», посвящённой некрополю Киево-Печерской Лавры, который они вместе возрождали. Стараниями и молитвами братии Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря пещеры на Зверинце стали выглядеть так, как положено святому месту.

Костница

Как-то раз в пасхальные дни я пригласил туда своего кума. Нам открыли навесной замок, отворили тяжёлые двери и оставили одних. Вдруг мы услышали, как кто-то рядом читает пасхальный тропарь. Именно читает, а не поёт. Голос был ровный, чёткий, молодой… Мы переглянулись, потому что нас не предупредили, что здесь кто-то молится. Тропарь продолжал звучать. Оставив друга у входа, я пошёл направо по периметру. Обойдя все подземелья, заглянув во все уголки, перекрестившись в подземном храме, вернулся ко входу. Никого. Кум тоже подтвердил, что никого не видел, а слова молитвы всё ещё раздавались. Когда уже позже я рассказал архиепископу Ионе эту историю, он нисколько не удивился. «Такое здесь бывает», — сдержанно ответил владыка.

Сейчас над пещерами вырос невероятно прекрасный монастырский комплекс в византийском стиле. Когда выходишь из тысячелетней тьмы пещер, то попадаешь в храмы, где среди смальты, изысканной иконописи, изделий прикладного искусства и других древностей чувствуешь себя жителем Киева времён Владимира и Ярослава. Так, не выезжая из мегаполиса, можно побыть наедине с вечностью, окунуться в далёкое прошлое, помолиться Богу.

Если вы ещё не были в пещерах, обязательно посетите Зверинецкий монастырь. Встреча с седой древностью останется навсегда в вашей памяти.

ФОТО: архив Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря.

Друзі! Ми вирішили не здаватися)

Внаслідок війни в Україні «ОТРОК.ua» у друкованому вигляді поки що призупиняє свій вихід, однак ми започаткували новий незалежний журналістський проєкт #ДавайтеОбсуждать.
Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти: ви вже можете читати ці матеріали у спеціальному розділі на нашому сайті.
І ми виходитимемо й надалі — якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Також ви можете купити журнал або допомогти донатами.

Разом переможемо!

Другие публикации рубрики

Буржуазний пацифіст

…У той час як військові хірурги повертали до життя його самого, від раку померла його мати Анна-Марія. Глибоко вражений, він поміняв на її честь своє друге ім’я. І так і увійшов в історію — як Еріх Марія Ремарк.

Читать полностью »

Другие публикации автора

Другие публикации номера