Ван Гоги
Имя Сергея Ливнева знакомо любителям кино по культовой «Ассе» (1987), для которой он написал сценарий. Совсем свежая кинолента «Ван Гоги» — его режиссёрская работа. Он получил за неё множество наград, но, пожалуй, сложно назвать номинацию, которая бы в полной мере соответствовала всем достоинствам фильма. Возможно, приз за самую исповедальную картину?
Главный герой Марк приезжает в дом своего отца, к которому обращается исключительно… «Ваше Величество». Действительно, элегантный пожилой господин — дирижёр, музыкант и, как это обычно случается с людьми артистических профессий, личность
яркая, незаурядная. Талант и обаяние вызывает восторг у зрителей и друзей, он окружён славой и обожанием. Эта феерия жизни как водоворот затягивает всех, кто оказывается рядом, при этом уничтожая индивидуальность и судьбы близких.
К отцу у Марка накопилось множество вопросов, мучающих его с самого детства, но пойти на откровенный разговор не так просто. В воздухе повисает недосказанность, обида, фальшь. Наверное, в жизни каждого наступает момент, который переживает главный герой картины. Когда чувства обнажены, и родные люди говорят друг другу правду. Картина пронзительная и печальная, но необыкновенно светлая для тех, кто досмотрит до финала.
Временные трудности
Наверное, впервые за всю историю существования рубрики пишу о фильме, который не понравился, и всё же рекомендую его к просмотру. Ни сценарий, ни игра актёров, ни сомнительный финал не вызывают восторга, однако мысли, высказанные создателями, способны завязать очень интересную дискуссию.
В центре сюжета история молодого человека, родившегося с диагнозом ДЦП. Детство его пришлось на закат Советского Союза, воссозданного художниками-постановщиками со всеми подробностями жизни и быта, дорогими сердцу тех, кто ещё помнит эпоху.
Суровые условия провинциального города, антиномия воспитания, мама — воплощение нежности, сострадания, готовая до конца своих дней носить своего ребёнка на руках в прямом и переносном смысле. И отец — суровый мужик, не склонный видеть в сыне инвалида, требующего какой-то особенной заботы и опеки. Какой же диапазон эмоций испытывает главный герой! От любви до ненависти, от острой жажды жизни до тотальной депрессии, от желания победы над собственными немощами до ядовитого тщеславия, от озлобленности и обиды до переосмысления и прощения.
Есть ли в этой истории положительные герои? Стоит разобраться.
Река
Пожалуй, тоже решусь порекомендовать кино, смотреть которое тяжело, но однозначно стоит. Потому что у режиссёра Алексея Балабанова всё так: его работы не для беззаботной атмосферы дружеской компании, но они настолько кинематографично совершенны,
что мозг перезагружается несколько раз, пока пытается считать все заложенные в них смыслы.
В фильмах гения-Балабанова нет ощущения, что ты зритель. Происходит полное погружение — в уют юрты, мягкие оленьи шкуры и поток холодного мокрого воздуха на все сорок пять минут просмотра. Почему сорок пять? Потому что во время работы над фильмом съёмочная группа попала в аварию, и исполнительница главной роли погибла. В итоге смонтировали лишь то, что отсняли, но ощущения недосказанности не остаётся.
Режиссёр показал историю, которую больно вспоминать. Но она многому учит. Зло просачивается даже в самый отдалённый уголок дикой суровой тундры, где живут под одной крышей лишь семь человек, борясь за человечность в себе и радуясь каждому новому дню, пытаясь сохранить достоинство в нечеловеческих условиях. Оказывается, точка вхождения зла в этот мир — душа каждого из нас. Тем важнее усилия, которые стоит прикладывать, чтобы бороть зло в себе, не давая ему на выход ни единого шанса.
Движение вверх
Кино, после которого хочется жить и работать. «Над нами в этот момент был Господь», — не стесняясь вспоминает сейчас баскетболист и тогдашний комсомолец Иван Едешко про три секунды, во время которых на Олимпиаде в 1972 году в Мюнхене сборная СССР по баскетболу впервые в истории выиграла «золото». А после просмотра архивных кадров тех секунд возникает чувство, что Бог не просто был над ними, но и… болел за них.
Олимпийские игры вряд ли можно назвать тем, что человечеству жизненно необходимо. И без них наверняка можно было бы обойтись. Но это великолепие силы духа, предельной сосредоточенности, мастерства, стремительного движения к поставленной цели — тоже, по-видимому, в нас заложено и должно быть раскрыто. И даже если мы сами сидим на скамейке болельщиков или, как в данном случае, в зрительском кресле, всё равно видеть, как другие достигают вершин, — ни с чем не сравнимая радость и восторг.
Машков в роли тренера Гаранжина неподражаем. Про актёрский состав до самых титров непонятно — это актёры так играют в баскетбол или в фильме снялись баскетболисты. Финальная игра засмотрена до дыр сперва в кинотеатрах, а затем пользователями интернета. И ты даже не знаешь, чему больше радоваться: что ребята тогда выиграли, или что сейчас про это снят такой потрясающий фильм.