Сила благодарного сердца

«Я Богу не нужен». Именно так думают многие, а затем произносят сакральное: «Мне Бог не нужен». Действительно, если посмотреть на жизнь
взглядом человека нерелигиозного,
мир предстанет перед нами как одно большое зло.
Как космос, который давно «во зле лежит». И я в этой
Вселенной — маленькая песчинка, которую озлобленность мира раздражает, разбивает, унижает, заставляет чувствовать свою абсолютную слабость, ничтожество и конечность. А ещё — огромное бессилие
что-либо изменить.

Мы всю жизнь пытаемся что-то выстроить, создать,
постоянно трудимся. Но нет ничего, что осталось бы
после нас, того, что перейдёт в вечность. Всё будет
испытано огнём. И всё сгорит.

Не нужно обольщаться: мир — не место радости,
вдохновения и мороженого. Это духовный бермудский
треугольник, где пропадают души, разбиваются судьбы и исчезают целые страны.

Не знаю, почему мы ожидаем от Бога бесконечных
подарков. Наверное, потому, что очень слабы и постоянно норовим переложить на кого-нибудь свою
ответственность. Чтобы не принимать решения. Чтобы не бороться. Чтобы не преодолевать. А тут пазлы
так удачно складываются. С одной стороны, мы прямо все такие верующие. С другой — Всемогущий Бог,
Которого можно обвинить, что Он нам чего-то не додал или не сделал.

Так ещё со времён рая повелось — когда Адам
кивал на Бога и на Евоньку, а прекрасная Ева кивала на змея. Многие думают, что потеря рая стала божественной отместкой за то, что кто-то съел яблоко
не с того дерева. Порассуждаем. Во-первых, не яблоко, а что-то гранатовое. Во-вторых, какая разница Господу, что мы едим? Напомню, что во всём Евангелии
Христос ни разу не акцентировал внимание на теме
поста. Оскверняет не то, что входит в человека, а то,
что выходит — и Христос это о наших мыслях, словах
и делах говорил. И даже посмеивался, когда Ему пеняли на то, что, дескать, апостолы не очень-то постятся.

Господь нас учит немного другим вещам. И судить
Он нас будет немного за другое. За то, что изложено
в 25-й главе Евангелия от Матфея: не накормил, не напоил, не одел, не посетил. Не любил.

Теперь, друзья мои, надеюсь, вам понятно, что никакую заповедь поста Творец в раю не давал. Райская
история — совсем про иное. Она про ответственность.
Уже там, на заре существования, Адам и Ева не смогли сдать свой первый и главный экзамен — на ответственность, на умение отвечать за сделанные ошибки и нести их последствия. Хотели ли потомки первых
людей исправить ситуацию и нести эту ответственность? Нет. Они стали строить Вавилонскую башню,
чтобы дотянуться туда, откуда их бабушку и дедушку
недавно выгнали.

Ну почему Бог такой злой? Зачем Он выгнал Адама и Еву? Почему бывают войны и умирают дети? Почему Он не вмешивается и ежедневно с самого утра,
ещё до нашего пробуждения, не подметает улицы
и не наводит порядок на всей планете?

Да потому, что эту землю Он отдал нам. Это — границы уже нашей ответственности и свободы выбора
каждого конкретного человека. Независимо от того,
живёт ли этот человек на 86-м этаже небоскрёба
или на дереве папуа-ново-гвинейского леса. Дальше смотреть за этим миром, ухаживать за ним, преобразовывать, питаться от него Господь поручил нам.
Мне, тебе, ему, ей.

Есть ли справедливость в мире? Нет. Появится ли
она? Нет. Можем ли мы это изменить? Нет. Всё ли в нашей власти? Нет.

А что же мы тогда можем? Жить в гармонии с Ним
и с Его творением. И эта гармония невозможна без постоянного чувства благодарности за всё, что есть в нашей жизни. За добро и приключающееся зло, за победы и поражения, за силу юности и немощь старости,
за отдых на море и больничную койку, за роддом
и морг. Так всё устроено в этом несовершенном мире:
без благодарности не будет развития, без осознания
хорошего не будет движения к лучшему.

Неблагодарное сердце иссушает человека, делает его глупым, злым, злопамятным, не умеющим радоваться. Занудой, в общем.

Помните евангельский рассказ о десяти прокажённых, которых исцелил Иисус? Девять сразу побежали
куда-то, а один вернулся, чтобы поблагодарить. Думаю,
это и был тот единственный, кто из всех десяти нёс свою
неизлечимую, лютую, многолетнюю болезнь по жизни
с благодарностью. И мы не видим в Евангелии указания на то, что болезнь его постигла за какие-то грехи.
В других случаях Христос часто проговаривает причину.
Но не здесь. Перед нами — просто человек, просто его
жизнь и просто его боль, его скорбь. И он смог не озлобиться и не возроптать, а жить в благодарности Богу.

Думаю, проблема остальных девяти, которые
не вернулись поблагодарить, была не в их плохой памяти или забывчивости, а в отсутствии благодарности
как ежедневного чувства. У них по жизни только «дай».
Такие себе потребители первого века.

И сейчас, к сожалению, наше общество потребления будет и дальше выжигать любую возможность
возникновения чувства благодарности. Будет сползать
к тому, чтобы только покупать и требовать, а не отдавать и любить.

Наше общество постоянно чем-то недовольно, постоянно ноет, ожидает какого-то апокалипсиса — исторического, политического, духовного. Мы разучились
видеть маленькое хорошее. Зато умело разглядываем
всё плохое. Подчас уделяя этому разглядыванию, обсуждению и смакованию бóльшую часть своей жизни.
Но где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.
6, 21). Зачем мы после этого удивляемся аду, вдруг
поглощающему нашу жизнь, если сами и призывали
его долго и нудно на свои головы?

Замечательная ветхозаветная история Иова показывает нам человека, беспричинно повергнутого в пучину горя, нищеты и смерти самых близких и дорогих
ему людей. И мы видим у Иова усвоенный урок: что бы
ни случилось — всегда благодарить. Через обстоятельства. Через очевидное. Через силу.

Это очень сложно. Но научиться — можно. Просто
нужно прекратить окрашивать любое событие в белый
или чёрный цвет. Всегда в наших добрых делах есть немного тщеславия или других страстей. И всегда в скорбях и искушениях, которые подчас ураганом врываются
в нашу жизнь, можно найти что-то хорошее. Например,
то, что нас обучает, даёт новый опыт, проверяет нас
на прочность, ставит новые цели, дарит новые возможности, совершенствует в терпении, смирении и любви.

В этом сила благодарного сердца: оно верит сквозь
своё неверие, оно надеется сквозь растаявшую надежду, оно любит несмотря на предательство и одиночество.

И в этом и есть счастье. И смысл нашей земной жизни. Не расплавиться от высокой температуры искушений, не быть раздавленными грузом проблем, не опустить руки, когда вокруг всё рушится, а продолжать идти.
По узкой дорожке. Вверх.
К своему Отцу.
С благодарностью.

Другие публикации номера

Последняя послушница

«Впрочем, это уже совсем другая история…» — часто именно так принято завершать кинофильмы, телепередачи, статьи или рассказы. Оставляя некую интригу, эти слова заставляют вновь и

Читать полностью »

Другие публикации автора

Не хочу учиться!

Парадокс нашей эпохи состоит в том, что нам не отведено времени для принятия и усвоения изменений. Всё происходит слишком быстро и стремительно. И востребован на

Читать полностью »

Римские заметки

Часть вторая (Продолжение. Начало читайте в № 5/2018) Про собор Святого Петра и ватиканские музеи ничего писать не буду: мысли смешались. Я бывал во многих

Читать полностью »

Море Твое велико есть

Как узнать волю Божию о себе? Как решиться — и выплыть в своей маленькой лодочке в бурное житейское море? Как при этом не ошибиться? Тему разбирает протоиерей Андрей Пинчук.

Читать полностью »

Другие публикации рубрики

И целого мира мало

«Зачем учить столько всего ненужного?» — спрашиваешь ты себя каждое 1 сентября, разглядывая выданные накануне новые учебники. Для чего филологу математика, а физику теория литературы,

Читать полностью »

Не введи нас во искушение

Посты в Фейсбуке — это уже отдельный жанр прозы. «Отрок» выбирает интересных авторов в соцсети, чтобы познакомить тебя с эпистолярной публицистикой на разные темы. Сегодня харьковчанин К. Негода ищет способы отказаться от соблазна закурить.

Читать полностью »
Scroll Up