Дневник совести

«Въ 1860 году прибылъ изъ Германіи въ Афонскую гору и прямо въ нашъ монастыръ русскій помещикъ Г. И. Б.», — так начинает одну из своих келейных записок некий афонский старец. Записки эти так впечатлили издателей, что спустя десять лет их выпустили отдельной книгой, фрагмент которой и предлагает своим читателям «Отрок». Итак, некий помещик решил во что бы то ни стало отыскать «истинную православную веру», но сомневался, что афонские старцы смогут ему в этом помочь. Однако неожиданно для всех результат превзошёл даже самые смелые ожидания. …Мы тоже порой настолько увлечены собственной учёностью, что забываем, Кто создал нас разумными и наделил пытливым умом. И оттого так радостно, когда в хаос душевных впечатлений вмешивается «тихая тонкая мысль», которая наконец-то расставляет всё по своим местам…

<…> На другой день он просил их указать ему таких старцев, от которых бы он мог познать истинную христианскую веру…

— Не можете ли вы показать мне то, что я ищу? Я готов слушать вас. Но только знайте хорошо, с кем будете иметь дело. Потому что я изучил все веры, знаю все религии — древние и новые, греческие, индийские, персидские, халдейские, египетские; читал Талмуд, Кабалистику, Коран и разные магии, а также новых философов. Особенно люблю немецких и во многом последую мистическому учению. Всё это предварительно высказал я для того, чтобы знали вы, с кем имеете дело, и потому обращались со мною поосторожнее, не как с простым вашим братом. Например, если будете заставлять меня исполнять вашу бессмысленную формалистику — ходить на каждую службу в церковь, или если дадите мне хотя одну вашу чётку поклонов, то вы этим вовсе убьёте меня.

При этих словах духовники, рассмеявшись, сказали ему:
— Вот так хорош же искатель высокого христианского просвещения! Желаете достать из земли драгоценность, а сами и одного раза не хотите копнуть землю.
— Да, я нравственно подчиняюсь вам, как ваш послушник, только трудов телесных не могу исполнять, — отвечал он.
— Вот видите, — сказали ему духовники, — вы и сами понимаете себя человеком многоучёным. Кто же после этого согласится связать себя с вами родством духовным? Потому что вы в любом случае не захотите отказаться от самомнения, что гораздо умнее наших старцев,
а потому и советы их, хотя бы были и полезны для вас, вы тоже не захотите выполнять, через что и не можете достигнуть желаемой вами высочайшей цели. При этих словах он с умилением упал в ноги духовникам, говоря:
— Святые отцы! Только примите меня Бога ради под своё руководство, а я со своей стороны во всём обещаю слушаться вас… Что теперь прикажете мне делать?
Духовники отвечали ему:
— Вы, кажется, читали Лествичника, а потому можете вспомнить изречение его, или совет всякому новоначальному. Он так говорит: «Хотя бы кто и всю премудрость мира имел, но, поступивши в монастырь, должен начинать с азбуки»; и Господь сказал: Если не обратитесь
и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).
Тут он торопливо спросил:
— Да от чего мне обращаться и куда?Духовники, усмехнувшись, ответили ему так: — Как от чего вам обращаться? Да у вас в уме целый хаос задушевных ваших дум и мыслей, и многообразных познаний добрых, и ещё более злых. Этот хаос господствует в душе вашей и не допускает воспринимать ей свыше духовные впечатления и благочестивые чувства. Если вы от него не обратитесь к детской благодатной простоте, то и не внидете в Царствие Небесное. Поэтому с этого времени вам нужно всякое наше слово принимать просто, верить ему без рассуждения, хотя оно казалось бы вам и неправильным, и никак не рассуждать по-своему. Без исполнения этого условия вы не получите желаемого. <…>

Послушание дадим вам по силам. Вот и первое: чтобы вы во всём слушали голос совести вашей. Что только она скажет вам, то понуждайте себя исполнять. В церковь ходить на всякую службу мы не обязываем вас, а когда совесть ваша скажет пойти в церковь, тогда идите. И чёток также не даём вам, и никакого особого келейного правила, и никакой особой молитвы, а всё это предоставляем вашей совести. Если когда скажет она вам помолиться, тогда помолитесь, сколько хотите. Также есть и пить, спать, читать и писать — всё это делайте по внушению вашей совести.

При этом он с восторгом сказал:
— Вот, прекрасно! Это нравится мне.
— Не спешите восторгаться и хвалить то, чего вы ещё не испытали, — сказали ему духовники. — Потому что на деле будет иначе: что теперь вам нравится, то, может быть, после и не будет приятно. Телесных трудов вы не любите, так хорошо будет, если вместо них вы полюбите труды мысленные.

Вот, ещё одну заповедь, хотя и нравственную, но для исполнения тяжёлую даём вам: чтобы все ваши мысли и желания открывать — и добрые, и злые. Это послушание поставляется вам в обязанность, и старайтесь исполнять её строго, ибо это необходимо для спасения, и без исполнения сего вы не достигнете вашей цели. Потому что нередко случается, что и одна с намерением утаённая от духовного отца мысль или дело, хотя и малые, но после причиняют большой вред душе. Тем более душевредно, если кто во многом скрывает перед духовником свои мысли и дела. А так как вы много грешили в жизни вашей, а грехи смываются горькими слезами, потому вам надобно стараться приобрести их.

Выслушав это, он сказал:
— Ах, Боже мой! Да я от роду моего не плакал. Кто даст мне слёзы?
Духовники отвечали ему:
— Да это не ваше дело. Вы со своей стороны будьте расположены принять их, а они в своё время дадутся вам, а за этим дастся и второй плод духовный — радость, без которой христианин не может быть благонадёжен в спасении души своей.

К этому ещё было сказано, чтобы он приходил к духовникам каждое утро для беседы и откровения помыслов. На всё это он согласился и решился исполнять всё с детской простотой и доверием — что и самих духовников удивляло.

На другой день он по назначению пришёл к духовникам, которые спросили его, как он провёл время, не имел ли каких особых мыслей, смущавших его.

— Нет, — отвечал он, — а только заметил вот что. Когда зазвонили к вечерне, вдруг мысль говорит мне: «Эти монахи — формалисты, не понимают духовной христианской жизни. Они думают исполнением формы спастись. Ну что ты там услышишь? Всё одно и то же “благословен Бог наш”, и это повторяется всегда. Ну и пусть идут туда, а я не пойду…». Таким образом я успокоил себя на несколько минут. Потом какая-то тонкая, тихая и приятная мысль так мягко начала мне внушать: «И что же? Хотя ради прогулки пойди в церковь и, если не хочешь там стоять и молиться, то можешь выйти и прогуляться, куда хочешь». Я не принял этой мысли, и что же из этого вышло? Вдруг мне сделалось скучно, тяжело до того, что после этого уже показалось пойти в церковь как на приятную прогулку, и я немедля вскочил со стула и побежал в храм. С удовольствием простоял я там до конца службы.

Таким образом повторялось с ним часто, пока он не пришёл к убеждению, что общественное служение церковное есть богоугодное дело и необходимое для нашего спасения. Он начал ходить в церковь на всякую службу, находя в ней духовное утешение.

Так прошло несколько месяцев.
Однажды он, пришедши к старцам, сказал:
— Вчера со мной случилось чудное приключение, чего я во всю жизнь мою не имел.
— Что же такое? — спросили его старцы.
— А вот что, — отвечал он. — В полдень напала на меня какая-то скука: ничем не могу развлечь себя. Думаю, что тут делать? Читать не хочется, спать — тоже, а помолиться — ещё более нет охоты.

В это время совесть моя сказала мне: «Ты имеешь дневники, писанные тобою, но ещё никогда не просматривал их. Хоть теперь от скуки займись ими, прочитай их». Я достал их из чемодана и начал прочитывать один за другим. А так как в жизни моей много было приключений, выходящих из ряда обыкновенных, то я, прочитавши несколько дневников, пришёл от того во внимание к Промыслу Божию, забытому мною, но который тайно и явно помогал мне в жизни моей. Как только прочитаю какой-нибудь замечательный дневник, напоминающий о каком-либо избавлении от скорби или беды, в эту минуту я говорил Господу: «Ах! Господи, как Ты милостиво во всю жизнь мою хранил меня и помогал мне во всех моих нуждах! А я, неблагодарный, и забыл благодарить Тебя за это…».

Прочитав их несколько, я заметил, что от этого как бы расчувствовался и расположился к умилению. Между прочими дневниками попался мне такой: «В таком-то году и в таком-то месяце я поехал ночью из Воронежа в моё имение в карете с женой, у которой был грудной младенец. Ехали знакомой дорогой, кучер задремал, лошади сбились с дороги и упали в овраг со всем — с каретой и седоками. Обрыв был до двух саженей. Но вот чудо: никто не ушибся и ничего не повредилось. Лошади остались целы, кучер и карета тоже, и мы в карете не пострадали, кроме одного испуга…».

По прочтении этого дневника я пришёл в великое сокрушение, пал на колена перед крестом Господним и начал благодарить Бога за такое явное избавление от смерти и вместе с тем укорять себя, что я забыл Его великие благодеяния и во всю мою жизнь оскорблял Его моими грехами, бунтовался против Него.

В таких размышлениях и чувствах я сперва начал хныкать, а потом плакать и затем рыдать, да так горько и страшно, что даже не могу объяснить. Подобное состояние я видал только у истерических людей. И если бы прежде уверяли меня сто духовников, что подобные рыдания бывают у кающихся христиан, я не поверил бы. А теперь и самому случилось испытать.

Во время рыдания моего перед крестом я не мог взглянуть на Распятого и лишь по прошествии часа сказал Ему: «Всю мою жизнь я бунтовал против Тебя и вовсе не слушал Тебя. А Ты ещё хочешь спасти меня!». В этот момент я взглянул на Распятого, и во мне закипела такая страшная радость, что я невольно, как дитя, засмеялся — от мысли, что Он не только прощает все мои грехи, но ещё хочет спасти меня…

Старцы на это сказали ему: — Так Господь творит с душами, возвращающимися из греховной жизни во святую жизнь. <…>

Друзі! Ми вирішили не здаватися)

Внаслідок війни в Україні «ОТРОК.ua» у друкованому вигляді поки що призупиняє свій вихід, однак ми започаткували новий незалежний журналістський проєкт #ДавайтеОбсуждать.
Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти: ви вже можете читати ці матеріали у спеціальному розділі на нашому сайті.
І ми виходитимемо й надалі — якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Також ви можете купити журнал або допомогти донатами.

Разом переможемо!

Другие публикации рубрики

Другие публикации автора

Другие публикации номера

Книжная полка №93

«Дух уныния не даждь ми…»Письма священника из заключения Книга повествует об удивительном человеке — протоиерее Николае Трубецком, жившем и служившем в Латвии. Он провёл 10

Читать полностью »